Старинные узбекские ювелирные украшения

Узбекское ювелирное искусство уходит корнями в глубь тысячелетий, и, несмотря на кажущееся сходство изделий щедрых на выдумку среднеазиатских мастеров, оно неповторимо. Интересен тот факт, что изначально ювелирные украшения создавались не только с эстетической целью. Их носили в качестве оберегов: считалось, что они обладают магической силой.

Излюбленным материалом узбекских мастеров-ювелиров было серебро. В сочетании с рубином, гранатом, бериллом, бирюзой, сердоликом, лазуритом, жемчугом, кораллом, перламутром и просто цветным стеклом этот металл позволял создавать ювелирные украшения потрясающей изысканности. Кроме того, считалось, что серебро служит для очищения души и тела, противодействует ядам, а его звон отгоняет злых духов. Золотые вещи делались, в основном, в ханских дворцах. Шли в дело и сплавы (электр, бронза).

Современного человека, чье воображение ограничено кольцами, браслетами, серьгами и цепочками, поражает невероятное разнообразие старинных ювелирных узбекских украшений: они могли быть головными, налобными и налобно-височными, налобно-височно-нашейными, височными, затылочными, ушными, носовыми. Очень популярными были накосные, нашейные и нагрудные подвески, поясные, наплечные, наручные и ножные, а также подмышечные украшения.

Еще более интересной кажется история происхождения названий ювелирных украшений. Чаще всего здесь угадывается способ ношения: манглай-тузи, разновидность головного украшения, надевалось на лоб. А буйин-тумор и кукрак-тумор вешались соответственно на шею и грудь. Присутствие слова «тилля» - тилля-кош, тилля-баргак, зульфитилла – указывало на то, что эти украшения изготавливались из золота. Серьги в форме кольца так и называются «халка», а подвеска для кос тамар сават напоминает маленькую корзинку.

Шедевры ювелирного искусства Узбекистана не оставят равнодушными даже самых искушенных знатоков.